Facebook, Instagram — все? Как соцсети переживают кризис, и готовы ли они к трансформации?
«Социальные сети мертвы», — заявил в ноябре американский молодежный журнал Vice. «Эпоха социальных сетей подходит к концу», — соглашается The Atlantic. Ежемесячный американский журнал Fast Company также высказал мысль о том, что «социальные сети, какими мы их знаем, скорее всего, исчезнут». Даже Илон Маск в апреле, всего за пять дней до покупки одной из самых крупных соцсетей, задался вопросом: «Twitter умирает?».
Это настроение неудивительно, учитывая, что за последние несколько месяцев гиганты социальных сетей развалились. Twitter был в смятении после прихода Маска, в результате чего столкнулся с массовым уходом как пользователей, так и сотрудников. Если верить отчету, о котором пишет Reuters в конце октября, Twitter теряет своих самых активных пользователей. При этом всего 10% из них приносят 90% трафика на платформу.
Meta тоже переживает не лучшие времена. Американская газета The New York Times сообщила, что после масштабного перестраивания бренда в 2021 году компания заявила в июле о первом снижении продаж. По состоянию на октябрь ее прибыль снизилась более чем на 50%. В этот же период акции компании упали более чем на 24%: это самая низкая стоимость с 2016 года. В декабре стало известно, что Meta уволила 13% сотрудников.
Компания Марка Цукенберга столкнулась с массовыми недовольством пользователей в Instagram. Заметная негативная реакция на «тиктокизацию»* соцсетей в конечном итоге привела к тому, что Meta отменила некоторые изменения, которые она внедрила для Instagram. Сегодня компании, которые владеют соцсетями, стоят перед выбором: монетизировать свои платформы или содействовать настоящему общению.
Twitter пошел по первому пути. В настоящее время платформа рассматривает возможность добавить платные прямые сообщения и внедрить оплату за просмотр видео. Такие площадки, как TikTok и Instagram, расширяют возможности покупок в приложениях. Например, TikTok запустит функцию покупок в приложениях для пользователей из США в ноябре.
Тем временем, новые участники соцсетей планируют создать онлайн- пространства для интимного и подлинного общения. Одна из таких площадок — BeReal. Она получила название «антиинстаграм-приложение» и стала популярна среди молодежи, благодаря своей аутентичности и спонтанности. BeReal — это «хороший способ разрушить формальную и фальшивую сторону социальных сетей», — сказал Bloomberg второкурсник Шон Макгуайр из Северо-Восточного университета (Northeastern University). «Иногда соцсети немного раздражают, — соглашается Дженнифер Линдли, второкурсница Лихайского университета (Lehigh University). На вопрос журналиста из Bloomberg она ответила, что устала смотреть на «эти выдуманные вещи, которые, как вы знаете, не настоящие».
Niche — это новое децентрализованное социальное приложение, которое объединяет пользователей по общим интересам. «Вся наша гипотеза заключается в том, что если вы объедините людей вокруг общего интереса, цели, фан-клуба или глубокого чувства общности, наличие такого контекста приведет к более насыщенному взаимодействию и лучшей динамике внутри сообщества», — говорит соучредитель Niche Завен Наапетян в интервью Wunderman Thompson Intelligence. «Это больше похоже на то, как мы организуемся естественным образом», — говорит соучредитель Niche Крис Гулчински. «Мы все объединяемся вокруг вещей, которые формируют идентичность и интересы».
Еще одно новое социальное пространство — Pax.world. Эта метавселенная, созданная консорциумом дизайнеров и архитекторов, состоит из отдельных приватных пространств для общения. «Они (пользователи) посещают площадку не только для того, чтобы открыть для себя новые миры, но и с целью погрузиться в сообщество и сотрудничать с такими же вдохновленными сверстниками», — рассказал директор по зданиям архитектурной студии WHY Андрия Стоич. Эта эволюция зарождалась постепенно: от первых групп в соцсетях к игровым платформам, которые все чаще становятся местом для общения.
Сегодня очевидно одно: дальнейшая судьба соцсетей зависит от того, как на эту эволюцию будут реагировать «ветераны» Силиконовой долины.
*«Тиктокизация» — современный термин, который характеризует влияние TikTok на другие соцсети. Наглядный пример — внедрение коротких видео или постов-карточек в Instagram.
Источник: wundermanthompson.com